Thursday, December 1, 2011

Путинизм, особенно с его идеей СССР 2.0 и взаимовыгодным политическим союзом с РПЦ — это современный византизм. И накроется той же крышкой.

ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ВИЗАНТИЗМА

*

Герман Москвин:

«Я всего лишь имел в виду, что вопрос о боге - это всегда вопрос о священниках и церкви»

http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Vybory.-Poyas

*

Mike Nova:

Далеко не всегда. Бог как идея и часть души — выше и важнее её, этой идеи, несовершенных земных институтов и атрибутов, и уж тем более их служителей. «Современный христианский бог», если такая категория существует, т.е. восприятие и одухотворение этой идеи, больше соответствует протестантской картине мира (что может быть и неудивительно, т.к. это — часть доминирующей мировой культуры), т.е. - это бог индивидуальный, личный, частный, достаточно рациональный и портативный( “Your Own Personal Jesus”, “a friend” ).

Византизм, максимально возможное слияние церкви и государства, не оправдал себя как эффективный социальный инструмент, включая его почти столетний судорожный припадок, СССР.

“Воспринятый Русью христианский дух оказался утяжелен множеством человеческих, слишком человеческих бремен. В результате византизированное христианство, т. е. православие, успело за несколько столетий своего существования на Руси уснастить христианскую веру многим из того, что не приближало человека к Христу, а напротив, как бы удерживало в некотором отдалении.

Россия унаследовала от Византии вместе с православием целый ряд принципов построения церковно-государственных и социокультурных отношений. В. В. Розанов охарактеризовал эту связь между Византийской империей и российским государством в тонах трагической иронии: «Разлагаясь, умирая, Византия нашептала России все свои предсмертные ярости и стоны и завещала крепко их хранить России. Россия у постели умирающего очаровалась этими предсмертными его вздохами, приняла их нежно к детскому своему сердцу и дала клятвы умирающему — смертельной ненависти к племенам западным, более счастливым по исторической своей судьбе, и к самому корню их особого существования — принципу жизни, акции, деятельности» (Розанов В. В. Религия и культура. Т. 1. М., 1990. С. 330).

Принцип цезаропапизма, настойчиво проводимый в жизнь, позволил государству лишить православную Церковь свободы, поставил ее в подневольное, почти рабское положение и тем самым способствовал ее все более усугубляющейся деморализации.

В условиях нового времени парадигма цезаропапизма видоизменялась в характерном направлении: ее государственная составляющая крепла, а церковная — хирела и постепенно сходила на нет. В результате цезаропапизму в России пришлось пройти через несколько исторических форм своего существования — московскую, петербургско-имперскую и советско-имперскую. И во всех случаях он нес в себе горделиво-дерзкую уверенность государства в собственном превосходстве над Церковью, в своем праве пользоваться грубой силой в практике выстраивания государственно-церковных отношений. Сама суть цезаропапизма была ориентировна на то, чтобы объединять разные ипостаси власти, превращать ее светские и духовные полномочия в две функции одного политического субъекта — государства.

В системе цезаропапизма не только государство отрицательно воздействовало на православную Церковь, но и Церковь оказывала негативное влияние на институты светской власти. Так, ее консерватизм передавался государству, распространялся на все его структуры, лишал их гибкости, способности к позитивным трансформациям. Твердея и костенея, они становились одновременно хрупкими и ломкими. Когда современники Февральской революции и октябрьского переворота выказывали изумление по поводу невероятно скоротечного краха Российской империи, то они не учитывали влияния тех факторов, о которых говорилось выше. Государственность, слабо приспособленная к динамичным эволюциям, не стремящаяся совершенствовать свои структуры, подписала себе смертный приговор задолго до 1917 года.

Если бы российское государство пребывало в состоянии достаточной, разумной дистанцированности от православной Церкви, то консервативный дух православия не сыграл бы с ним такую злую шутку. Вековой российский цезаропапизм привел к тому, что тесные объятия государства и Церкви привели к гибели обоих. Их растоптали не пришлые гунны, а «серые зипуны», ведомые разномастными политическими радикалами.

Даже большевизм и сталинизм, при всем их секуляризме и воинствующем атеизме, сохранили принцип цезаропапизма в арсенале своих политических орудий. Чиновники партийно-государственного аппарата, возвышавшегося над всеми церквами страны, бесцеремонно решали их судьбы. А идеологические работники, принадлежавшие к этому же аппарату, присвоили себе функции духовной власти.

Как старый, дореволюционный, так и новый, советский, цезаропапизм шли вразрез с требованиями либерально-демократического принципа разделения властей. Для европейского сознания, высоко ценящего данный принцип, цезаропапизм есть нечто совершенно химерическое, не вписывающееся в реестр ценностей цивилизованного общежития.

Иногда говорят о том, что Россия, в отличие от Запада, не знала теократии. Это верно только до известных пределов. Не зная западных форм теократии, Россия с избытком насытилась цезаропапизмом, этой превратной, ущербной разновидностью теократии. В российском цезаропапизме явно просматривалось богоборческое начало, которое постепенно выдвигалось на передний план, и полностью обнаружилось в условиях тоталитаризма. Он нес в себе внутреннюю враждебность не только по отношению к Церкви, но и личности, свободе, нравственности и праву. В России потому так трудно утверждались все эти ценности, что цезаропапизм откровенно блокировал процесс их развития и распространения. Они стремились удерживаться где-то на периферии уклада общественной жизни, но проникнуть в государственно-политические сферы в должном виде они не могли.

Византизм: формирование рабской психологии

Один из главных недостаток византизма — это равнодушие к краеугольной истине христианства, рассматривающей личную свободу как неотъемлемое основание полноценной религиозной жизни. Утверждая самовластие государства, цезаропапизм не ограничивался только лишь узурпацией права на вмешательство государства в дела Церкви. После того, как Церковь была унижена и деморализована, государство устремило весь свой брутальный напор в область частной жизни личности, в сферу ее прав и свобод. Располагая полным набором репрессивных орудий, позволяющих удерживать людей в состоянии страха, оно целенаправленно формировало сервилистскую, рабскую психологии. Этому в немалой степени способствовало православное вероучение, утверждавшее, что ни один человек на земле не может быть уверен в своем спасении, что прямого пути к Богу нет, а только через священника. Однако, цезаропапизм не позволял нравственному авторитету православного духовенства подниматься на должную высоту. Все это создавало трудноразрешимые внутренние противоречия, в пределах которых религиозное сознание масс испытывало серьезные ориентационные затруднения.

Другая сложность заключалась в том, что византизм, требовавший от личности духовного подчинения, покорности разума, отрицал нравственную автономию индивидуальной совести, не позволял развиваться свободному сознанию личности. Он выступал как идеология подавления личностного начала соборным, корпоративным, государственным началами.

Пафос подавления личной автономии, индивидуальной свободы, ответственности, достоинства довлел как в константинопольском, так и в московском и в петербургско-имперском византизме. И он не давал развиваться тем религиозно-нравственным началам, на которые всегда опирается правосознание личностей и народов.»

http://www.archipelag.ru/authors/bachinin/?library=1934

*

Путинизм, особенно с его идеей СССР 2.0 и взаимовыгодным политическим союзом с РПЦ — это современный византизм. И накроется той же крышкой.

*

Depeche Mode-Personal Jesus (With Lyrics)

Uploaded by junga1119 on Aug 21, 2008

Your own personal jesus
Someone to hear your prayers
Someone who cares
Your own personal jesus
Someone to hear your prayers
Someone whos there

Feeling unknown
And youre all alone
Flesh and bone
By the telephone
Lift up the receiver
Ill make you a believer

Take second best
Put me to the test
Things on your chest
You need to confess
I will deliver
You know Im a forgiver

Reach out and touch faith
Reach out and touch faith

Your own personal jesus...

Feeling unknown
And youre all alone
Flesh and bone
By the telephone
Lift up the receiver
Ill make you a believer

I will deliver
You know Im a forgiver

Reach out and touch faith

Your own personal jesus

Reach out and touch faith

Category:

Music

Tags:
music
depeche
mode