Mike Nova commented on Русский журнал.
КАКАЯ КУЛЬТУРА?
Какую именно культуру имеет ввиду автор в своей концепции «доминирования русской культуры как залога сохранения «русской нации»?
В России под «культурой» традиционно понимается «Высокая Культура», High Culture, культура элит,
( http://en.wikipedia.org/wiki/High_culture )
которая досталась ей по наследству от правивших классов имперской России и была сохранена русскими националистами-имперцами-сталинистами как «инструмент социального контроля» и орудие культуральной гегемонии (по Грамши, но с обратным адресом).
( http://en.wikipedia.org/wiki/Cultural_hegemony )
Этой высокой культуре противопоставляется культура массовая, pop culture,
( http://en.wikipedia.org/wiki/Pop_culture )
которая в России стала развиваться относительно недавно, после кончины советской империи и утраты сталинистами их контроля в «культурных делах».
Высокая культура — индивидоцентрична и инверсивна — направлена вовнутрь. Это - «культивация [индивидуальной] души», "cultura animi", подобно культивации почвы в земледелии, по определению Цицерона, от которого сам термин «культура» и идёт.
( http://en.wikipedia.org/wiki/Culture )
( Культура - Материал из Википедии )
Корни, так сказать, вполне элитарные и благородные. Высокая культура празднует индивидуальность художника, ценя его неповторимость и уникальность. Она — селективна, элитарна и транснациональна. В «Западный Канон» входят и Коран, и Омар Хайям и Лао-цзы:
( http://en.wikipedia.org/wiki/Western_canon )
( http://codex-librorum.blogspot.com/#demo )
(http://www.interleaves.org/~rteeter/grtalphai.html )
Это – « искусство ради искусства», культура ради культуры, культивированная коммуникация в её чистом виде, ради самой коммуникации, «вне контекста»:
«High culture also became an important concept in political theory on nationalism for writers such as Ernest Renan and Ernest Gellner, who saw it as a necessary component of a healthy national identity. Gellner's concept of a high culture extended beyond the arts; he defined it in Nations and Nationalism (1983) as: "...a literate codified culture which permits context-free communication".
( http://en.wikipedia.org/wiki/High_culture )
Это — архипелаг островов «аристократов духа», обитающих в их хорошо защищённых «башнях из слоновой кости».
Высокую культуру довольно трудно использовать как инструмент «культурного доминирования» ( не исключая и националистического сталинского эксперимента: культурой она была лишь по названию, не по духу, и ничем другим в тоталитарных условиях быть и не могла; и так и до конца, “массово”, никогда и не привилась), именно в силу её индивидоцентричности и элитарности: она подлинно доступна лишь немногим и к ней можно лишь приобщаться, как к чистому и вечному оздоровляющему источнику.
А если автор имеет ввиду современную массовую русскую культуру, а под «доминированием» - процесс её «ёлки-палкизации» или «мама-рашизации», подобно процессу «макдональдизации», то об этом просто немного скучно говорить. Это — как устраивать философский семинар для специалистов по современной городской санитарии и канализационным системам. Для такой культуры и доминировать не надо: стройте себе свои тьюбо-ТВ-проводы «от Москвы до самых до окраин», благо у Газпрома с трубами опыт уже имеется, да и субстанция почти та же: газы и пузыри.
Что касается главной части концепции автора: «сохранения русских»: кто сказал, что процессом этногенеза
( Этногенез - Материал из Википедии )
можно или нужно управлять, в отличие от вполне управляемых процессов этноцида и геноцида некоторых «малых» народов в некоторые исторические периоды? По-моему, только фашисты об этом и говорили, повторяя и развивая до логического конца идеи своих предтечей, немецких романтиков, о «языке, институтах и ландшафте» - земле, почве, «Lebensraum” - “жизненном пространстве»
( http://en.wikipedia.org/wiki/Lebensraum )
и о культивации души коллективной - «volk”,
( http://en.wikipedia.org/wiki/Volk )
народной, «национальной».
А вот эти корни — ещё интереснее, чем Цицероновские.
“Русский марш” в ландшафтной дыре
Сохранение русских как современной нации связано с возможностью или невозможностью культурного доминирования. Можно сколько угодно твердить “спасибо деду за победу” – и при этом плавно деградировать, дружным маршем двигаясь к выходу из мировой истории.