Tuesday, November 15, 2011

Высокую культуру довольно трудно использовать как инструмент «культурного доминирования»

  • Mike Nova · Brooklyn, New York

    http://www.kasparov.ru/material.php?id=4EBBC690BD79E
    Будущее России зависит от решения национального вопроса.
    Фундаментальная проблема России в том, что она до сих пор так и не совершила переход от архаичного государства к современному государству-нации. Русская (или российская) нация все еще не сформировалась, поскольку отсутствует стержневой элемент национальной идентичности — общий ответ на вопрос "Кто мы такие?". Именно из...-за несформированности национальной идентичности так легко находят отклик в обществе всевозможные ксенофобские лозунги, которые представляют собой попытку самоидентифицироваться "от противного", попытка осознать себя через противопоставление чему-то или...

  •  

  • КАКАЯ КУЛЬТУРА?
    Какую именно культуру имеет ввиду автор в своей концепции «доминирования русской культуры как залога сохранения «русской нации»?
    В России под «культурой» традиционно понимается «Высокая Культура», High Culture, культура элит,
    ( http://en.wikipedia.org/wiki/High_culture ).
    которая досталась ей по наследству от правящих классов имперской России и была сохранена русскими националистами-имперцами-сталинистами как «инструмент социального контроля» и орудие культуральной гегемонии (по Грамши, но с обратным адресом).
    … ( http://en.wikipedia.org/wiki/Cultural_hegemony ).
    Этой высокой культуре противопоставляется культура массовая, pop culture,
    ( http://en.wikipedia.org/wiki/Pop_culture ).
    которая в России стала развиваться относительно недавно, после кончины советской империи и утраты сталинистами их контроля в «культурных делах».
    Высокая культура — индивидоцентрична и инверсивна — направлена вовнутрь. Это - «культивация [индивидуальной] души», "cultura animi", подобно культивации почвы в земледелии, по определению Цицерона, от которого сам термин «культура» и идёт.
    ( http://en.wikipedia.org/wiki/Culture ).
    ( Культура - Материал из Википедии ).
    Корни, так сказать, вполне элитарные и благородные. Высокая культура празднует индивидуальность художника, ценя его неповторимость и уникальность. Она — селективна, элитарна и транснациональна. В «Западный Канон» входят и Коран и Омар Хайям.
    ( http://en.wikipedia.org/wiki/Western_canon ).
    ( http://codex-librorum.blogspot.com/#demo ).
    Это - «искусство ради искусства», культура ради культуры, культивированная коммуникация в её чистом виде, ради самой коммуникации, «вне контекста»:
    «High culture also became an important concept in political theory on nationalism for writers such as Ernest Renan and Ernest Gellner, who saw it as a necessary component of a healthy national identity. Gellner's concept of a high culture extended beyond the arts; he defined it in Nations and Nationalism (1983) as: "...a literate codified culture which permits context-free communication".
    ( http://en.wikipedia.org/wiki/High_culture  ).
    Это — архипелаг островов «аристократов духа», обитающих в их хорошо защищённых «башнях из слоновой кости».
    Высокую культуру довольно трудно использовать как инструмент «культурного доминирования» ( не исключая и националистического сталинского эксперимента: культурой она была лишь по названию, не по духу, и ничем другим в тоталитарных условиях быть и не могла; и так и до конца, “массово”, никогда и не привилась), именно в силу её индиводоцентричности и элитарности: она подлинно доступна лишь немногим и к ней можно лишь приобщаться, как к чистому и вечному оздоровляющему источнику.
    А если автор имеет ввиду современную массовую русскую культуру, а под «доминированием» - процесс её «ёлки-палкизации» или «мама-рашизации», подобно процессу «макдональдизации», то об этом просто немного скучно говорить. Это — как устраивать философский семинар для специалистов по современной городской санитарии и канализационным системам. Для такой культуры и доминировать не надо: стройте себе свои тьюбо-ТВ-проводы «от Москвы до самых до окраин», благо у Газпрома с трубами опыт уже имеется, да и субстанция почти та же: газы и пузыри.
    Что касается главной части концепции автора: «сохранения русских»: кто сказал, что процессом этногенеза.
    ( Этногенез - Материал из Википедии ).
    можно или нужно управлять, в отличие от вполне управляемых процессов этноцида и геноцида некоторых «малых» народов в некоторые исторические периоды? По-моему, только фашисты об этом и говорили, повторяя и развивая до логического конца идеи свои предтечей, немецких романтиков, о «языке, институтах и ландшафте» - земле, почве, «Lebensraum” - “жизненном пространстве»,
    ( http://en.wikipedia.org/wiki/Lebensraum ).
    и о культивации души коллективной - «volk”,
    ( http://en.wikipedia.org/wiki/Volk ).
    народной, «национальной».
    А вот эти корни — ещё интереснее, чем Цицероновские.
    *Еще 

  •  

  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА.
    Темы «национальных культур» и их «доминирования или не-доминирования», «культурного национализма» и культурального империализма были бы неполны без обсуждения вопроса о глобализации и культуре ( культурах) и о становлении мировой культуры. Предпосылка её развития очевидна: создание единого, глобального информационного пространства.
    Было бы нерациональным полагать, что закономерности развития и становления мировой культуры отличались бы в принципе от закономерностей развития и становления мировой экономики. То есть, это могут быть общие закономерности конкуренции, специализации, признака уникальной ценности коммерческого или культурального объекта и процесс их обмена. Общий деноминатор: меновое поведение, exchange behavior, intrinsically присущее социальной природе человека.
    В культуре такие объекты ун…икальной ценности дышат внематериальным «зовом времени», но оцениваются вполне материально на вес золота и больше.
    Возникает вопрос: насколько современная русская культура («российской» культуры нет, она вся вливается в русскую) готова к очень жёсткой конкуренции и борьбе за выживание и вхождение в мировую культуру? Было бы очень неплохо на этот вопрос ответить, прежде чем готовиться к империалистической культуральной экспансии и «доминированию».
    Трудно не заметить экономическую аналогию: русская культура, так же как и российская экономика пока ещё живут, нещадно эксплуатируя, выжимая всё до последнего из своих советских и досоветских баз, а своего-то ведь у них ничего нет. А что будет дальше?
    А ведь объекты «культуральной экспансии и доминирования» тоже не дураки. А ведь и они хотят туда же: в «мировую культуру», хотят признания их уникальных языков, историй, ценностей и культур. И хотят этого на равных, а не как объекты имперского внимания «большего» народа.

  •  

  • http://www.gazeta.ru/culture/2011/11/03/a_3822534.shtml 
    Газета.Ru - «Российская культура валяется на помойке».
    www.gazeta.ru
    Художник Дмитрий Гутов рассказал Парку культуры о выставке Россия для всех, о своем отношении к празднику 4 ноября и взглядах на национализм в искусстве и в жизни.

  •  

  • Я бы с огромным удовольствием вытащил из себя свою «русскость» как занозу и деньги бы любые заплатил за такую операцию. Но — невозможно: глубоко сидит. И болит. Постоянно болит.
    «Русская культура» - это культура Европейская, и прежде всего — западноевропейская, пересаженная на дикую, азиатскую, монголо-татарскую почву. Главным критерием принадлежности к культурно-политическим элитам в России — парадокс и какой парадокс! - всегда было свободное владение не русским, а хотя бы одним из европейских языков. «Русская культура» создавалась франкофонами и «дёйтчефонами», большинство из которых смело бурей после 1917-го.
    Саша Морозов (и иже с ним) - «хорошие, умные, интеллектуальные русские националисты», а распоясавшееся «быдло» с лицами дегенератов и дебилов, воздевающие лапы в фашистских салютах - «плохие»: «шпана, которая громко …кричит на «русских маршах»: «Бей хачей до кровавых соплей, спасай Россию, хватит кормить Кавказ!».
    Ан нет!
    Саша Морозов — европеец, сколько бы он не воспевал «настоящих, последних русских националистов», а настоящие — это именно те «дебилы и дегенераты», независимо от психологизирований об их подростковой потребности в самоутверждении и самоидентификации как противопоставления другим. И Саша Морозов (и иже с ним), вполне возможно, могут быть сметены этой юродствующей толпой точно так же, как и их «культуральные предшественники» в 1917-м. Абортивные, прерванные, «незавершённые» революциии и фашистские диктатуры требуют своих завершений и триумфов, на данный момент хотя бы в форме «русских маршев». И никакие «три кита: язык, ландшафт, институты» - «русским националистам-европейцам» не помогут и их не спасут.
    «Сохранение русских как современной нации» (которой нет) НЕ «связано с возможностью или невозможностью культурного доминирования» - это пример имперского мышления. «Культуральное доминирование» зависит прежде всего от «объективного» превосходства доминирующей культуры, как бы сложно ни было такую «объективность» определить и описать, и от множества других факторов. «Культуральные» насилие, агрессия, навязывание - могут быть одним из этих факторов, но далеко не решающим. Пример: завоеватели могут адаптировать, принять и присвоить более высокую культуру завоёванных ими народов.
    А что касается «объективного» превосходства культуры, то здесь «русским националистам», и даже «настоящим», то есть их европейской, интеллектуальной разновидности, на сегодняшний день предложить просто нечего. Русская культура движется синхронно с процессом развития, распада и упадка Империи: от её «золотого», 19-го века к упадническому, «декадентскому — серебряному» и сегодняшнему: «бронзовому», или, точнее — пластиковому.
    Сохранение «русской культуры» - в возвращении к её подлинным, европейским корням. «Сохранение русских» - концепция абстрактная, умозрительная и бессмысленная — такая же как сама концепция несуществующей «русской нации». Откройте ворота на Запад — и внутренние, психологические, и внешние, политические. Как это делали Пётр, Екатерина и все последующие «русские императоры»-немцы. Откройте их широко, настежь; отмените въездные визы для европейцев и американцев сами, в одностороннем порядке — взаимный ответ последует обязательно. Пусть люди свободно приезжают, общаются, работают — лучшее лекарство от ксенофобии и злокачественного, фашиствующего национализма, а также — стимул для экономики. И здесь главный фактор — не только политический, но и культуральный: продолжение исторического, европейского вектора развития России, продолжение её прерывистой, абортивной, незавершённой, но жизненно необходимой европеизации.

  •  

http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Russkij-marsh-v-landshaftnoj-dyre

No comments:

Post a Comment